Поволжский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Год культурного наследия

Год культурного наследия


25.01.2022

В России отмечается День российского студенчества (Татьянин день), официально установленный Указом Президента РФ № 76 от 25 января 2005 года, а в 2007 году включенный, согласно федеральному закону, в список памятных дат России. Но свою историю и традиции праздник ведет еще с 18 века.

В этот день в 1755 году (в день мученицы святой Татианы) императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», и эта дата стала официальным университетским днем (тогда он назывался «днем основания Московского университета»).

Под московский университет определили трехэтажное здание на Красной площади у Воскресенских ворот. В конце 1790-х годов было закончено строительство специального здания для университета на Моховой улице, в котором была оборудована и собственная церковь во имя Святой Татианы, которая считается покровительницей студентов.

Изначально этот праздник отмечался только в Москве и отмечался очень пышно. По воспоминаниям очевидцев, ежегодное празднование Татьяниного дня было для Москвы настоящим событием. Оно состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании университета и шумного народного гуляния, участие в котором принимала почти вся столица.

В 18 веке — первой половине 19 века университетским, а потому и студенческим праздником стали торжественные акты в ознаменование окончания учебного года, на них присутствовала публика, раздавались награды, произносились речи. В то же время официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было 25 января. Но его называли не Татьяниным днем, а «днем основания Московского университета».

Затем последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать акт об учреждении Московского университета как студенческий праздник. Так волей монарха появился День студента.

Несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции сохранились и по сей день. Студенческая братия как устраивала широкие гуляния более двухсот лет назад, так и в 21 веке предпочитает отметить свой праздник шумно и весело. Впрочем, студент никогда не упустит шанс отдохнуть от учебного процесса — согласно народной мудрости, от бесконечного торжества его отвлекает лишь сессионное время.

Большую роль в учреждении старейшего российского университета сыграл Михаил Васильевич Ломоносов, за что Московский государственный университет носит его имя.

По проекту академика необходимо было создать три факультета: философский (первоначально обязательный для всех студентов), медицинский и юридический (где шла дальнейшая специализация). Преподавание предполагалось вестись на двух языках: латыни и русском.

С самого начала университет играл большую роль в распространении научных знаний. Все желающие могли присутствовать на лекциях профессоров университета.

В 1756 году при университете открылись типография и лавка для продажи книг. Тогда же была открыта университетская библиотека, которая целое столетие заменяла в Москве общедоступную библиотеку.

Много полезных начинаний на счету МГУ. В лучших традициях университета оставаться центром просвещения, науки и культуры в России.

Сегодня Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова — крупнейший классический университет России, в котором обучается более 45 тысяч человек из всех регионов страны. В МГУ 43 факультета, 15 научно-исследовательских институтов, около 750 кафедр, отделов и лабораторий, Медицинский научно-образовательный центр, Научная библиотека, 4 музея, Ботанический сад, Научный парк, семь филиалов (в их числе шесть зарубежных — пять в странах СНГ и один в Словении).

В 1547 г. на Руси появился официальный титул царя на Руси, состоялось первое венчание на царство Ивана IV. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой.

Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха.

Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы – единые органы управления. При нем был составлен Судебник – свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией. Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель и террором, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие...

Иван Иванович Шишкин, художник, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи, родился в 1832 году в провинциальном городе Елабуге, в небогатой купеческой семье.

В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, где получает хорошую подготовку. В 1856-1860 годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств. Успехи молодого художника отмечены золотыми и серебряными медалями. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, Государственный Русский музей).

В 1858-1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья. В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.

Вскоре он начинает работать в лесу близ Дюссельдорфа. Исполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, Государственный Русский музей) получает звание академика.

Далее он пишет немало картин с видами национальных пейзажей. «Рубка леса», «При закате», «Полдень в окрестностях Москвы», «Рожь» (1878), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Сосновый бор» и «В лесной глуши» – за последнюю в 1873 году получает звание профессора.

Творческая деятельность Ивана Ивановича Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, Государственный Русский музей), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства.

Легендарный тренер фигурного катания Станислав Алексеевич Жук — целая эпоха в мировом спорте, он оставил в наследство систему, которая легла в основу новых правил фигурного катания, а то, что мы видим на льду сегодня, во многом его заслуга.

Он родился в 1935 году в Ульяновске. Вскоре его семья переехала в Ленинград. В фигурное катание он попал, когда был еще студентом Ленинградского техникума физкультуры.

Еще будучи спортсменом, Жук разработал и внедрил несколько сложных элементов. Именно он впервые в истории фигурного катания исполнил поддержку одной рукой. В то время это считалось опасным, и судьи на международных соревнованиях отказывались считать такие поддержки законными элементами катания. Однако уже через несколько лет эти «опасные элементы» были признаны высшим мастерством среди фигуристов.

В 1964 году С.А. Жука перешел на тренерскую работу в ЦСКА, и вскоре стал тренером сборной страны по фигурному катанию. Причем он работал тренером во всех видах фигурного катания. Учениками С.А. Жука были — А. Горелик, И. Роднина, А. Уланов, А. Зайцев, М. Черкасова, С. Шахрай, Е. Гордеева, С. Леонович, В. Першина, М. Акбаров, Е. Водорезова, А. Фадеев, И.Слуцкая и многие другие.

Жук был феноменальным тренером — он подготовил многих чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр, придумал и поставил сложнейшие элементы, которые и сегодня активно используются фигуристами и тренерами всего мира. За годы тренерской работы воспитанники Жука завоевали 138 медалей (из них 67 золотых) на различных международных соревнованиях.

Но Станислав Алексеевич воспитывал не только великих спортсменов, но и великие характеры. Он был требовательным и жестким тренером. Видимо поэтому многие его ученики не выдерживали такого «стиля» и уходили к другим тренерам.

Мастер спорта, Заслуженный тренер СССР Жук был награжден орденом «Знак Почета».

Владимир Семёнович Высоцкий - советский поэт, композитор и исполнитель, актер, символ эпохи 1970-х родился в 1938 году в Москве.

В 1955 году он поступил в Московский инженерно-строительный институт, но вскоре ушел оттуда и поступил в Школу-студию МХАТ.

В 1959 году Высоцкий сыграл первую эпизодическую роль в фильме В. Ордынского «Сверстницы». В том же году он впервые спел свои песни на сцене в Студклубе МГУ.

В дальнейшем он сыграл еще около 30 ролей в кино, в том числе главных. Это фильмы: «Стряпуха», «Вертикаль», «Дон Жуан», «Интервенция», «Опасные гастроли», «Единственная», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». И, конечно же, знаменитую роль Жеглова в сериале «Место встречи изменить нельзя».

Его театром стал театр на Таганке. Именно здесь он сыграл свои ведущие театральные роли, в творческом союзе с режиссером Любимовым создав необычайную популярность театру. Зрителям запомнились его роли в спектаклях «Гамлет», «Пугачев», «Герой нашего времени», «Вишневый сад», «Преступление и наказание» и других.

Песенное творчество стало наряду с актёрством главным делом жизни Высоцкого. Он написал и исполнил более 700 песен, которые были очень популярны — ради них многие специально покупали магнитофоны. Его концерты собирали толпы людей. Его невероятная энергетика, искренность, разнообразие тем не оставляли равнодушным никого. Его считали за своего представители самых разных кругов, герои которых были представлены в песнях. Тематика песен была обширна и отражала саму жизнь: военные, блатные, юмористические, сказочные... Многие его песни нарушали цензурные запреты.

Он был слишком ярким талантом, ему было тесно в атмосфере застойного социализма, а примириться с реальностью не получалось... Алкоголь и наркотики всерьез подорвали здоровье.

25 июля 1980 года Владимир Семёнович Высоцкий ушел из жизни — остановилось сердце. В Москве в это время проходила олимпиада, и крошечный некролог затерялся среди спортивных рекордов. Кстати, за это сообщение редактор «Вечерней Москвы» лишился своей должности.

Несмотря на то, что официальной информации о его смерти почти не было, проводить в последний путь Владимира пришло колоссальное количество людей. В день его похорон из распахнутых окон звучали его песни. Похоронен он на Ваганьковском кладбище.

Советский и российский эстрадный певец, композитор, народный артист России Вячеслав Григорьевич Добрынин (настоящее полное имя — Вячеслав Галустович Антонов) родился в 1946 году в Москве.

С детства у Вячеслава проявились музыкальные способности, он пытался подбирать на губной гармошке песни, услышанные по радио. Окончив музыкальную школу, Вячеслав поступил в музыкальное училище имени Октябрьской Революции, где учился сразу на двух отделениях — дирижерско-хоровом и народном. К тому же в 1963 году он еще поступил и в Московский университет на исторический факультет. В этот период, как и многие молодые люди того времени, Добрынин увлекся творчеством группы «Битлз» — пел их песни и даже сочинял собственные композиции в их стиле. Он играл во многих студенческих музыкальных коллективах Москвы, в составе группы «Веселые ребята» участвовал в записи первого в СССР миньона.

В 1970 году Добрынин устроился гитаристом в оркестр Олега Лундстрема и параллельно руководил вокально-инструментальным квартетом «Лада», весьма популярным в те годы. Тогда же он познакомился с Аллой Пугачевой и написал для нее несколько песен.

В 1974 году фирма «Мелодия» выпустила грампластинку с песней Добрынина «Я вас люблю». Это был дебют Добрынина-композитора. На сегодняшний день он выпустил 17 музыкальных долгоиграющих альбомов и более 20 дисков со своими песнями. А всего Вячеслав Григорьевич написал более 1000 песен, среди которых большое количество хитов: «Всё, что в жизни есть у меня», «Белая черёмуха», «Где же ты была», «Ты мне не снишься», «Синий туман», «Колдовское озеро» и другие.

В 1990 году Добрынин создал свою группу под названием «Доктор Шлягер», с которой выступает и записывает песни. В 1996 году ему присвоено звание Народного артиста России, три раза он получал Национальную премию России «Овация», неоднократно становился лауреатом международных фестивалей и конкурсов, награжден орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени и другими наградами. В 1998 году на «Площади Звёзд» у концертного зала «Россия» заложена плита с именем музыканта.

Сегодня Вячеслав Григорьевич Добрынин продолжает свою творческую и концертную деятельность, живёт и работает в Москве.

Заслуженный артист РСФСР Андрей Станиславович Ростоцкий - советский и российский киноактер, режиссер, каскадер родился в Москве в 1957 году в творческой семье. Его отец, Станислав Ростоцкий– известный кинорежиссер (фильмы: «Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие» и др.), мать, Нина Меньшикова – киноактриса («Девчата», «Доживем до понедельника»).

В детстве Андрей мечтал стать путешественником, поэтому любимым занятием в школьные годы были пионерские походы. В старших классах многие учителя просто махнули на Андрея рукой, считая, что ничего путного из парня не выйдет. А он всерьез увлекся кино. В десятом классе Андрей стал вольнослушателем ВГИКа, а потом и поступил туда, произведя благоприятное впечатление на комиссию.

Уже с первого курса он стал завсегдатаем многих съемочных площадок и снимался в одном фильме за другим. Первым был фильм Ильи Фрэза «Это мы не проходили». Дебют оказался удачным, и до конца 1975 года Ростоцкий снялся еще в трех фильмах: «Они сражались за Родину», «На край света» и «В ожидании чуда». При такой загруженности времени на учебу в институте не хватало, и его чуть было не отчислили.

В 1976 году на экраны страны вышел фильм Владимира Басова «Дни Турбиных», где молодому актеру досталась роль Николки Турбина. Прекрасно сыграв эту роль, он сразу обратил на себя внимание не только зрителей, но и других режиссеров.

В 1977-1979 годах Андрей Ростоцкий активно снимается, а потом отправляется на службу в армию, во время которой снялся в исторической ленте «Эскадрон гусар летучих» (1981). В ней он исполнил роль поэта-гусара Дениса Давыдова. Режиссером же этого фильма, под псевдонимом Степан Степанов, был отец актера – Станислав Ростоцкий. Эта роль влюбила в него половину женского населения страны.

В 1980-е годы Андрей Ростоцкий стал одним из самых снимаемых артистов советского кино, играя преимущественно в военных и героико-приключенческих фильмах. За актером укрепился образ положительного героя, сильного и твердого духом.

Помимо работы в кино Андрей Станиславович преподавал актерское мастерство в Институте современного искусства (с 2000 года), а также был ведущим программы «Служу России» на телеканале «ОРТ», главным режиссером конного театра «Каскадер», членом жюри Московского международного фестиваля каскадеров «Прометей-2000», председателем Оргкомитета фестиваля «Золотой клык», членом Союза кинематографистов России.

Заслуженный артист РСФСР, лауреат различных международных кинофестивалей, Ростоцкий был одним из лучших специалистов по сценическому фехтованию историческим оружием, кандидатом в мастера спорта по конному троеборью.

В 2002 году Андрей Ростоцкий как режиссер приступил к съемкам фильма «Моя граница». Это был 12-серийный проект о буднях российских пограничников. При поиске места для съемок в районе Сочи он погиб, сорвавшись со скалы. У него было много интересных планов, осуществиться которым было не дано…

А еще:

1708 - Начало печатания гражданским шрифтом. Пётр I, привыкнув за время своих заграничных путешествий к латинской азбуке и находя ее красивее кириллицы, решил применить латинский шрифт к печатанию светских книг. И вот в январе выпущена первая книга – "Геометрия", отпечатанная вновь изобретенным шрифтом, который при Екатерине II в 1787 получит название "гражданского" в отличие от церковно-славянского.

1715 - Пётр I издает запрещение "выть по мертвым" на похоронах.

1721 - Учреждение Духовной коллегии (будущего Святейшего Синода).

1761 - В Петербурге на Невском проспекте закладывается костел Святой Екатерины (архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот).

1808 - Император Александр I ввел в русской армии эполеты. Это было подражание победоносной армии Наполеона. Эполеты сначала не понравились. В них видели французскую ливрею и говорили: "Наполеон теперь сидит у каждого русского офицера на плечах".

1832 - Указ государя о спектаклях во время морозов. "В прежних годах в зимнее время объявляемо было в театральных афишах, что ежели в четыре часа пополудни стужа увеличится свыше 18 градусов, то спектакли на Императорских Театрах будут отменены. - Ныне Государь Император повелеть соизволил: не объявлять о сем в афишах и спектакли не отменять за стужею, как здесь, так и в Москве" (из именного указа).

1852 - Первое представление "Маскарада" М.Ю. Лермонтова в Александринском театре.

1915 - Александр Белл впервые демонстрирует возможности изобретенного им телефона, связав Нью-Йорк с Сан-Франциско.

1924 - Выходит первый номер журнала "Смена", литературно-художественного и общественно-политического журнала ЦК ВЛКСМ (ныне – ежемесячный литературно-художественный иллюстрированный журнал).

1932 - Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 года, коснулись и Казанского собора. С него был снят крест и заменён шпилем. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешел в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии, а в 1932 был закрыт как действующая церковь.

Возврат к списку