Поволжский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Год культурного наследия

Год культурного наследия


05.03.2022

В ЭТОТ ДЕНЬ:

Касьян Ярославович Голейзовский - русский и советский артист балета и балетмейстер, родился в 1892 г. в Москве. С 1909 по 1918 годы танцевал на сцене московского Большого театра.

В 1916 году Голейзовский делал постановки танцев на столичных сценических площадках, создал студию, в 1922–1925 годах носившую название Московского камерного балета. В 1922 году в качестве балетмейстера он работал над созданием миниатюр «Фавн» на музыку К. Дебюсси и «Саломея» на музыку Р. Штрауса, поставил множество номеров на музыку С. Прокофьева, Ф. Шопена, А. Скрябина. Касьян Голейзовский был лидером балетного авангарда 1920-х годов.

В 1925 году он поставил в Большом театре балет «Иосиф Прекрасный» на музыку С.Н. Василенко. Новизна пластики, новаторское оформление спектакля Б.Р. Эрдманом, сложная тема (конфликт личности и власти) вызвали бурные дискуссии.

С середины 1930-х годов официальная идеология объявила новаторские искания «формализмом», и Касьян Голейзовский лишился возможности работать в Москве (разве что ставил физкультурные парады на Красной площади), но зато ставил спектакли на декадах национального искусства в Белоруссии, Украине, Узбекистане, Таджикистане. Вернувшись 1960-е годы в Большой театр, он ставит балеты «Скрябиниана» (1962) и «Лейли и Меджнун» (музыка С.А. Баласаняна, 1964).

Голейзовский всю свою жизнь смело искал новые формы и лексику танца, стремился к сближению балета с эмоционально-пластическим строем музыки, шел к своей цели – развитию и переосмыслению классического наследия, обогащению его современной хореографией.

Заслуженный артист Белорусии, Заслуженный деятель искусств Литовской ССР - Касьян Ярославович - автор многих полемических статей о балете и книги "Образы русской народной хореографии" (1964).

Елена Алексеевна Яковлева родилась в 1961 г. на Украине. В 1980 году осуществила свою мечту — с первой попытки поступила в ГИТИС.

Елена Яковлева училась в мастерской Владимира Андреева, а после окончания университета пришла работать в театр «Современник». Кстати, за то, чтобы включить Яковлеву в труппу театра, члены художественного совета проголосовали единогласно — это очень редкий случай.

Чуть раньше, чем в театре, Елена Яковлева дебютировала в кино — в 1983 году она снялась в фильме «Двое под одним зонтом». Затем были роли в картинах «Плюмбум, или Опасная игра», «Время летать» и многих других. Всесоюзная слава пришла к Яковлевой после роли Тани Зайцевой в фильме «Интердевочка» Петра Тодоровского. За неё Елена Яковлева получила приз Токийского Кинофестиваля в номинации «Лучшая актриса».

В 1990-е годы Тодоровский снял Яковлеву ещё в трех своих картинах: «Анкор, еще анкор», «Какая чудная игра» и «Ретро втроём». Новый виток славы ожидал актрису после роли Насти Каменской в сериале по детективам А. Марининой. Однако это не мешает ей и сегодня играть совершенно разноплановые роли в новых сериалах и картинах (например, «Склифософский», «Экипаж», «Ёлки», «Последний богатырь»), в спектаклях.

За свои работы в театре и кино Елена Яковлева имеет множество наград. В 1995 году она получила звание Заслуженной артистки РФ, в 2002 году — звание Народной артистки РФ, в 2006 году награждена орденом Почёта.

Сегодня Елена Яковлева продолжает свою творческую карьеру, живёт и работает в Москве.

В 1936 г. в Москве на основе Московского театра для детей, основанного Наталией Сац, открыт Центральный детский театр, которым она руководила на протяжении многих лет. Когда-то в этом старинном доме собирался артистический кружок Александра Островского. Театр располагал штатом в 375 человек, оркестром из 28 человек. "Лучшие драматурги и композиторы повернулись к нам лицом", – писала Наталия Сац.

На обновлённой сцене с шумным успехом состоялась премьера спектакля "Золотой ключик". Писатель Евгений Шварц и композитор Михаил Раухвергер написали музыкальную сказку для малышей "Красная Шапочка", а Валентин Катаев работал над инсценировкой своей повести "Белеет парус одинокий". В конце 1930-х годов свою первую пьесу "Коньки" принёс в театр начинающий драматург Сергей Михалков, быстро ставший одним из любимых авторов ЦДТ. Детский смех, горящие глаза, ощущение открытия, волшебства – несколько поколений театралов начинало знакомство со сценой именно в Центральном детском.

А ЕЩЁ В ЭТОТ ДЕНЬ:

1834 - Сильной бурей с большого купола строящегося Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка "сорван крест с шаром, с золочоной главой и с железным фонарём и повреждена большая часть покрышки купола". Архитектор собора В.П. Стасов был посажен под арест на десять суток. Специальная комиссия занималась изучением причин аварии. Купол был устроен заново по проекту инженера П.П. Базена.

1901 - В "Церковных ведомостях" объявляется об отлучении Льва Толстого от Русской православной церкви. Решение об этом было принято Святейшим Синодом 15 февраля и вызвало бурную полемику в обществе, не утихающую до сих пор.

1942 - В Куйбышеве впервые исполняется Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которая получила название «Ленинградская». Вначале выступил композитор, рассказав о работе над симфонией, о ее характере и содержании. 29 марта она будет исполнена в Москве, 22 июня - в Лондоне и Ташкенте, 9 июля - в Новосибирске, 19 июля - в Нью-Йорке под управлением Тосканини. После концерта в Нью-Йорке Тосканини назовет ее "интернациональным символом борьбы против фашизма", а писатель Эрскин Колдуэлл напишет в газете "Ивнинг рекорд": "Какой черт может победить народ, который способен создать музыку, подобной этой". Но самое знаменитое исполнение Ленинградской симфонии состоится в осажденном Ленинграде 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии, когда за дирижерским пультом будет стоять Карл Ильич Элиасберг.

1966 - Умерла "Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры" - Анна Андреевна Ахматова. Всю эту культуру она в себя вобрала и претворила в музыку. Одна из самых талантливых поэтесс Серебряного века - Анна Ахматова прожила долгую, насыщенную как яркими моментами, так и трагическими событиями, жизнь. Она была свидетельницей двух мировых войн, в течение каждой из которых испытывала небывалый творческий подъём.

Возврат к списку