Поволжский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Год культурного наследия

Год культурного наследия


13.09.2022

Рапорт прапорщика Ивана Ахматова в Соляное комиссариатство г. Саратова. 16 сентября 1750 г. Бумага, рукописный текст.


Самый ранний документ в коллекции Энгельсского краеведческого музея, имеющий непосредственное отношение к основанию города.

В рапорте прапорщик Иван Ахматов сообщает о доставке соли из озера Эльтон и сумме, которую необходимо выплатить при выполнении данной работы. Речь идет о соляном промысле, благодаря которому и был основан будущий город Покровск (Энгельс).

Дело в том, что официальная дата основания нашего города - август 1747 года. Своим возникновением он обязан такому простому продукту, как соль, без которой как говорится, «ни хлеба испечь, ни товарища узнать».

Указом правительствующего Сената (правление Елизаветы Петровны) от 21 февраля 1747 года в России была установлена государственная монополия на добычу соли. По тому же Указу в Саратове было учреждено Соляное комиссариатство, которое возглавил, прибывший по заданию Сената Николай Федорович Чемодуров.

Перевозчики соли - чумаки появились на Эльтоне в августе 1747 года и уже в сентябре доставили первый груз. Соль возили на специальных повозках или фурах, запряжённые быками или волами, по Эльтонскому тракту (дороге, которую называли «Эльтонский шлях», «Эльтонка») или Великая Соляная дорога. При длине около 307 вёрст, «Эльтонка» имела ширину 40 км! Она просуществовала 134 года!

Из прочтения документа становится ясно, что Ивану Ахматову Соляное комиссариатство поручило принять поступившую от продажи соляного обоза из Эльтона, доставленного за август месяц от перевозчика Ивана Мазалина сумму в размере четыреста семь рублей восемьдесят три копейки, принять и записать три четверти от данной суммы, о чем он уведомляет свою управляющую организацию.

Из вышеизложенного следует, что соляной промысел был выгодным предприятием для государства, а тяжелый и сложный труд соляного перевозчика оплачивался на должном уровне, ведь примерная сумма в 100 рублей, которую заработал перевозчик за месяц, даже и при неравном распределении между ним и Соляным комиссариатством, с учетом длительности сезона в 7-9 месяцев в году, приносила ему ощутимый доход. Сравните, в 1760 году пуд хлеба (16 кг) на рынке стоил 86 копеек - за рубль отвешивали почти 19 килограммов! И если в конце XVIII века 1 рубль равнялся 1500 современным рублям, то вы сами легко посчитаете ежемесячный доход перевозчика соли.

Не случайно в Покровской слободе бытовала легенда о серебряных с позолотой чехлах, которыми украшали переднего вола в соляном караване как видимый знак благополучия и достатка чумаков.

И почему же не спеть чумаку свою песню о воле, любви, степи и Боге!


Главный хранитель ЭКМ Плахова Е.Н.


По материалам Энгельсского краеведческого музея.

Возврат к списку