Поволжский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Год культурного наследия

Год культурного наследия


20.04.2022

В ЭТОТ ДЕНЬ:

В 1901 г. состоялось торжественное открытие Большого зала Московской консерватории. В честь открытия был дан концерт, первым номером которого стала увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки.

Большой зал консерватории был построен в 1895-1901 годах по проекту архитектора Загорского, художника Бондаревского и скульптора Аладьина.

С самого начала он задумывался как подлинный храм музыки - вестибюль выполнен в духе античного храма, у ворот храма посетителя встречают фигуры амазонок – копии греческих статуй Кресилая и Фидия, которые некогда украшали знаменитый храм Артемиды в Эфесе. Концертный зал выдержан в светлых, теплых тонах и украшен белыми пилястрами, лепной декор зала изображает эмблему музыки – лиру и скрещенные трубы, а на стенах под громадными окнами размещены 14 овальных, обвитых декоративными лаврами портретов великих композиторов.

Главное достоинство зала – его превосходная акустика. На эстраде установлен один из крупнейших в мире органов, который специально заказал в Париже железнодорожный предприниматель фон Дервиз.

Уже в первые годы существования Большого зала в нем выступали замечательные русские музыканты и певцы – С. Рахманинов, А. Скрябин, Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов. Выступления прославленных музыкантов превратили его в международный центр высокого искусства.

В 2006 году решением Ученого совета главному корпусу Московской консерватории было присвоено имя основателя Московской консерватории Н.Г. Рубинштейна.

Павел Борисович Луспекаев - советский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР, родился в 1927 г. в Луганске, отец был родом из нахичеванских армян, мать – донская казачка.

В Великую Отечественную войну пятнадцатилетним подростком он участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы. Во время одного из боев Павел был ранен и после выздоровления был определен на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.

В 1944 году Луспекаев оставил военную службу и в Ворошиловграде его зачислили в труппу местного драматического театра, а летом 1946 года приехал в Москву и подал документы в Театральное училище имени М.С. Щепкина. Хотя в кино Луспекаев сыграл немного ролей, его мощный темперамент и незаурядный актерский талант не оставляют зрителя равнодушным, и актер органичен и убедителен почти во всех своих ролях.

Среди наиболее запомнившихся фильмов с участием Луспекаева – «Республика ШКИД» (1966), «Балтийское небо» (1961), «Три толстяка» (1966). А всенародную известность и любовь миллионов зрителей (а также Государственную премию России посмертно) принесла актеру одна из последних его киноролей, вобравшая в себя все лучшие качества героев Луспекаева, – таможенник Павел Верещагин в легендарном фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» (1970). В этом фильме актер снимался безногим – в конце 1960-х ему наполовину ампутировали стопы. Однако зрители про это и не догадывались…

А ЕЩЁ В ЭТОТ ДЕНЬ:

1738 - Прежняя "Большая першпективная дорога" в Санкт-Петербурге получила официальное название "Невская Проспективная улица" (позже, с 1781 года – Невский проспект), параллельно употреблялось "Невская перспектива" (1739-1802 годы).

1872 - В Петербурге на Невском в магазине Черкесова начинается продажа первого тома "Капитала" Маркса в русском переводе.

1933 - Издательство "Молодая гвардия" по инициативе М. Горького приступает к выпуску серии "Жизнь замечательных людей". Первой будет напечатана книга "Генрих Гейне" А. Дейча.

1967 - На сцене Большого театра прошла премьера балета "Кармен-сюита", поставленный кубинским маэстро Альберто Алонсо, а музыкальную транскрипцию оперы Жоржа Бизе советский композитор Родион Щедрин произвел в рекордные сроки - меньше чем за 20 дней. Главную партию исполнила Майя Плисецкая, народная артистка СССР и супруга Щедрина. Декорации создал Борис Мессерер, дирижировал Геннадий Рождественский. Но, несмотря на обилие звездных имен, публика поначалу отнеслась к премьере прохладно, и в Министерстве культуры "Кармен-сюиту" сочли недопустимо эротической и политически невыдержанной. "Вы - предательница классического балета", - заявила Плисецкой тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Одним из зрителей, безоговорочно принявших спектакль, был композитор Шостакович.

Возврат к списку