Поволжский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Год культурного наследия

Год культурного наследия


31.05.2022

В ЭТОТ ДЕНЬ:

Мария Александровна Гартунг (Пушкина) - русская дворянка, старшая дочь А.С. Пушкина, родилась в 1832 г. в Петербурге.

Ранние годы детства Мария провела в Полотняном Заводе, в деревенском приволье, училась сидеть в седле, игре на фортепьяно, вышиванию, чтению, грамматике, шахматной игре, иностранным языкам.

В 1852 году она была пожалована во фрейлины, состояла при жене Императора Александра II. Посещала вечера, балы и приемы. Замуж вышла в 1860 году, за генерал-майора Леонида Гартунга, управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве, человека глубоко порядочного и благородного.

Их гостеприимный щедрый дом, где часто устраивались музыкальные вечера и «чайные балы», становится известен в округе. На одном из губернских балов в Туле с ней знакомится Лев Николаевич Толстой. Дочь поэта настолько поразила творческое воображение Толстого, что он отобразил ее в облике любимой героини своего знаменитого произведения - Анне Карениной.

Судьба и жизнь Марии Александровны в дальнейшем складывалась не менее трагично. Супруг застрелился в 1877 году, будучи опутанным интригами и отданным под суд, и Мария Александровна осталась одна практически без средств к существованию. Она подолгу гостила у своих сводных сестер Ланских – Софьи и Елизаветы. Помогала воспитывать племянников овдовевшему старшему брату Александру и несколько лет прожила в его большой и дружной семье. Она всегда была весела, остроумна, любила общество молодежи и детей.

В Москве Мария Александровна была почетным попечителем и председателем первой Общественной библиотеки имени Пушкина. Она прожила длинную и достойную жизнь, и скончалась в возрасте 86 лет 7 марта 1919 года в Москве от голода.

Михаил Васильевич Нестеров - русский живописец, родился в 1862 г. в Уфе, в интеллигентной купеческой семье. После окончания гимназии поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Его работы раннего периода («В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе») написаны в традициях русского передвижничества, затем к концу 1880-х годов Нестеров стал известен как автор картин на исторические темы («Призвание М.Ф. Романова на царство»). В мае 1886 года при родах дочери Ольги, жена Михаила Васильевича умерла, и в последующих работах художника часто прослеживался образ любимой жены («Царевна», «Христова невеста»).

Значительной картиной, которая стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. В следующий период посещения Соловецкого монастыря был написан цикл картин, посвященных Сергию Радонежскому: «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», триптих «Труды преподобного Сергия», и другие.

Не меньшую известность Нестерову принесла работа по росписи церквей и храмов, которой он посвятил более 20 лет жизни. На росписи Владимирского собора в Киеве, художник работал вместе с В. Васнецовым. А чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он совершил путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где смог познакомиться с традициями византийского искусства.

После Нестеров расписывал дворцовую церковь Александра Невского в Грузии, работал в московской Марфо-Мариинской обители, а последней его церковной работой стала роспись Спасо-Преображенского собора в Сумах. Одной из последних предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа» (1914—1916), в котором художник показывает свои размышления о судьбе родины и русского народа.

В последующем своём творчестве Нестеров всё чаще обращается к портрету, в том числе и автопортрету. Как портретиста его привлекали как близкие люди, так и известные личности: художник В. Васнецов, архиепископ Антоний Волынский, скульптор В. Мухина, мыслители П. Флоренский и С. Булгаков, писатели М. Горький и Л. Толстой, физиолог И. Павлов, архитектор А. Щусев, и другие.

Последней работой Михаила Васильевича была картина «Осень в деревне» (1942), написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника, которого ничего не могло оторвать от любимой работы — ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени.

Также в последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 года под названием «Давние дни». Книга имела огромный успех. Мастер кисти оказался также мастером слова.

Михаил Васильевич Нестеров скончался на 81-м году жизни в Москве 18 октября 1942 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Константин Георгиевич Паустовский - советский писатель, родился в Москве в 1892 г. Во время первой мировой войны Паустовский стал вагоновожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 году с санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Белоруссии и Польше. Во время гражданской войны служил в караульном полку в Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом и писал рассказы.

Первый сборник рассказов «Встречные огни» вышел в свет в 1928 году, так же как и роман «Блистающие облака». Известность ему принесла повесть «Кара-Бугаз», написанная в 1932 году. После войны Паустовский написал своё главное произведение «Повесть о жизни» (1945-1963). К середине 50-х годов он приобрёл мировую славу и много путешествовал по Европе.

Он был тонким ценителем прекрасного, красота природы завораживала его, дарила ему вдохновение, главным умением писателя было «искусство видеть мир». Но завораживающие описания природы в его рассказах вовсе не были самоцелью, через состояние природы Паустовский всегда пытался объяснить состояние души — именно так, по его мнению, можно было воспеть национальный характер, мировоззрение и язык.

Русский язык Паустовский ценил как священный ларец, в котором скрыт многовековой опыт и мудрость народа. Он считал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Писатель видел основную цель своей работы в том, чтобы сохранять и приумножать богатства родного языка, а потом преподносить их как дар своему читателю.

Умер Константин Георгиевич Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.

А ЕЩЁ В ЭТОТ ДЕНЬ:

1885 - В городском саду Смоленска открыт памятник композитору Михаилу Ивановичу Глинке работы скульптора А. Бока. На открытии присутствовали Чайковский, Танеев, Аренский, Балакирев.

1903 - В Таганроге, основанном Петром I, был открыт памятник императору, представлявший собой копию скульптуры М. Антокольского, создавшего ее в свое время к 200-летию царя. Половину средств на возведение памятника собрали горожане по подписке.

1929 - В Советской России объявлен библиотечный поход, призванный способствовать оживлению деятельности библиотек, привлечению в них крестьян, рабочих и молодежи - массовая кампания, проходившая под лозунгом "Все за грамотность".

1929 - Закрыт Кронштадтский Морской собор - "для устранения всякой церковности и оборудования в нём кинозала".

1973 - Открыт Архангельский Музей "Малые Карелы"- крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом. Его обширная территория площадью 140 га позволяет неспешно прогуляться среди архитектурных красот, насладиться природой и великолепным ландшафтом! В экспозиции музея представлены более 100 памятников деревянного зодчества XVI- XIX веков: культовые сооружения (церкви, колокольни, часовни), все типы северорусского крестьянского жилища, хозяйственные постройки, сезонные крестьянские поселения. Музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Карелы" включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В музее регулярно проводятся фольклорные праздники. Выразительный образ музея "Малые Карелы" представляет уникальную культуру и традиции поморов, открывая кратчайший путь к самому сердцу Русского Севера!

Возврат к списку