Поволжский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Год культурного наследия

Год культурного наследия


03.06.2022

В ЭТОТ ДЕНЬ:

Михаил Федорович Ларионов - русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства, родился в 1881 г. в Тирасполе Херсонской губернии, в семье военного фельдшера. В 1898 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Коровина и Серова. В училище Ларионов познакомился с правнучатой племянницей жены Пушкина Н. Гончаровой, которая вскоре стала его верной соратницей.

Ранний период творчества Ларионова отмечен импрессионистским подходом. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии (Розовый куст», «Рыбы при закате»). В 1907 году Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство, русский лубок. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный (Франты», «Хлеб», «Парикмахеры»). Он увлекается уличной культурой, примитивизмом, находит источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.

В 1910-х годах Ларионов проявил себя как блестящий организатор, возглавив группу молодых московских художников. Он подготовил и провел выставки иконописных подлинников, лубка. На выставке «Мишень», где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы серии «Венеры» и «Времена года», которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. «Мишень» стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Здесь родился лучизм, заложивший начало абстрактного искусства.

В 1914 году он участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен.

В 1915 году по приглашению Дягилева вместе с Н. Гончаровой присоединился к труппе «Русского балета», путешествовал вместе с ней по Европе, работал над эскизами костюмов и декораций.

С 1919 года Ларионов и Гончарова поселились в Париже. Там же, во Франции художник умер в 1964 г.

Сергей Аполлинариевич Герасимов - советский режиссер, актер, драматург и теоретик кино, глыба и корифей киноискусства, родился в 1906 г. в Оренбургской губернии. В возрасте восьми лет Герасимов попал в театр, на оперу «Евгений Онегин» и влюбился в театр.

Работу в кино Герасимов начал, еще будучи студентом, как актер мастерской Фабрики эксцентрического актера. В дальнейшем, не оставляя актерской работы, он больше занимался режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист. Важное место в творческой биографии Сергея занимала педагогическая работа, он руководил актерской мастерской на киностудии «Ленфильм».

Мастерство Герасимова, как режиссера, впервые в полной мере ярко проявилось в фильмах «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939). Здесь определился режиссерский почерк Герасимова – непринужденность и достоверность, живые и обаятельные характеры, в сочетании с героико-романтическим настроем 1930-х годов.

В годы Великой отечественной войны Герасимов снимал сюжеты для «Боевых киносборников», поставил фильмы «Непобедимые» и «Большая зима», одновременно возглавляя Центральную студию документальных фильмов. В 1944 году Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединенной режиссерской и актерской мастерской во ВГИКе. Со своими студентами он поставил фильм «Молодая гвардия» (1949). Яркие образы молодогвардейцев, патриотическая атмосфера борьбы против фашизма сделали фильм одним из выдающихся произведений киноискусства. Герасимов много и плодотворно работал. Крупным событием в его творческой биографии стал фильм «Тихий Дон» (1958) – одно из самых значительных произведений советского кино. В 1960-х годах по собственным оригинальным сценариям он создал фильмы «Люди и звери», «Журналист», «У озера» и др.

В последующие годы режиссер больше обращался к постановке исторических фильмов – снял сериал «Красное и черное» по роману Стендаля, дилогию «Юность Петра» и «В начале славных дел» по роману А. Толстого, фильм «Лев Толстой» о последних днях великого писателя.

Творческую деятельность режиссёра, актера и сценариста Герасимов совмещает с драматургией – он автор пьес «Учитель» и «Наши дни», и педагогической работой во ВГИКе, где с 1946 года – он профессор. Среди его учеников: Бондарчук, Лиознова, Мордюкова, Рыбников, Жанна Болотова. Рядом с ним всегда была верная соратница и любящая жена, Тамара Макарова.

Он — Народный артист СССР, лауреат многих государственных премий, награжден различными орденами и медалями, действительный член Академии педагогических наук СССР, доктор искусствоведения, Член Союза писателей, Секретарь правления Союза кинематографистов СССР.

Умер Сергей Аполлинариевич Герасимов в 1985 г. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1986 году ВГИКу было присвоено имя С.А. Герасимова, воспитавшего в стенах института плеяду замечательных мастеров кино.

А ЕЩЁ В ЭТОТ ДЕНЬ:

1752 - В центре Москвы бушевал сильный пожар, уничтожаются многие дома и церкви. Полностью выгорел Арбат и Тверско-Ямская слобода.

1838 - Открыт Павловский музыкальный вокзал, построенный архитектором Штакеншнейдером одновременно с пуском ветки железной дороги "Царское Село - Павловск". В 1836 году было принято решение о строительстве в Павловске "вокзала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики", куда могли бы приезжать жители столицы, чтобы отдохнуть и весело провести время. В числе удовольствий предусматривались балы, танцы, концерты, маскарады и "другие собрания". На долгое время Павловск стал центром петербургской музыкальной жизни - здесь дирижировал Иоганн Штраус, пел Федор Шаляпин, танцевала Матильда Кшесинская, выступали композиторы - Глинка, Бородин, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский, Лист, Шуман, Прокофьев, и многие другие. Павловский "воксал" видоизменил уже используемое в русском языке "аглицкое" слово и дал новое значение: вокзал. Первородитель "воксал" имеет отношение к местам увеселения публики, но не к железнодорожной станции.

1918 - Третьяковская галерея была объявлена "государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики". Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский назначил директором Галереи И.Э. Грабаря, который продолжил деятельность по переустройству экспозиции и хранения.

1921 - Под председательством В.И. Ленина Совет Труда и Обороны принял постановление об установке в Москве уличных громкоговорителей и организации "устной газеты".

1943 - В Ленинграде началось вручение медалей "За оборону Ленинграда". В числе первых награжденных были командующий Ленинградским фронтом генерал Л. Говоров, автор "Ленинградской симфонии" Д. Шостакович, директор Эрмитажа академик И. Орбели. Простенькую латунную медальку многие блокадники ценили и ценят дороже всех своих наград. Хотя медалью "За оборону Ленинграда" награждено около полутора миллионов человек, у нее - особое значение.

Возврат к списку