Поволжский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Год культурного наследия

Год культурного наследия


09.08.2022

В ЭТОТ ДЕНЬ:

в 1942 году во время Великой Отечественной войны, когда город Ленинград находился в блокаде, осаде немецких войск, состоялось премьерное исполнение Ленинградской симфонии № 7 - произведение советского композитора Дмитрия Шостаковича. Название «Ленинградская» симфонии дала Анна Ахматова.

«Ленинградская симфония» — это музыкальный символ стойкости и мужества защитников блокадного города. Весной 1942 года симфония впервые прозвучала в Куйбышеве — в этом городе Шостакович жил во время эвакуации. В Новосибирске симфонию исполнил в июне заслуженный коллектив республики под управлением Евгения Мравинского.

Композитор мечтал о том, чтобы жители блокадного Ленинграда смогли услышать его произведение, посвящённое жителям блокадного города. В руководстве города и на Ленинградском фронте было принято решение изыскать возможность исполнения произведения Шостаковича в Ленинграде. Премьеру планировалось провести в августе, чтобы показать всему миру, что планы об уничтожении Ленинграда и «нанесение политического и морально-психологического урона советскому народу» — плод больного воображения Гитлера.

Музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, оставшиеся в городе, были единственными из всех коллективов, работавшими в блокадное время — по радио и в Большом зале филармонии шли концерты, люди могли слушать классическую музыку. После суровой голодной зимы 1941—1942 годов, получая вместе с остальными жителями города по 150 граммов хлеба в сутки в самые тяжёлые месяцы, летом они ходили на репетиции, готовясь исполнить седьмую симфонию Шостаковича. Они находились на казарменном положении, как и тысячи ленинградцев, дежурили на чердаках и крышах, чтобы тушить зажигательные бомбы.

Дирижёр оркестра — Карл Элиасберг к началу репетиций вместе с женой провёл в больнице несколько недель с диагнозом «алиментарная дистрофия».

Подготовка премьерного концерта была неимоверно трудной. Часть исполнителей была в эвакуации, часть — в больнице, кто-то погиб, об этом факте говорят записи дирижёра в журнале ансамбля: «Репетиция не состоялась. Срабиан мёртв. Петров болен. Боришев мёртв. Оркестр не работает». Из ста музыкантов осталось 27 человек. По ленинградскому радио объявили, что городская филармония собирает музыкантов, находящихся в городе, и просит их явиться в Радиокомитет. Дирижёр разыскивал исполнителей, чтобы начать репетиции. Начальство ленинградской ГАИ выделило Элиасбергу велосипед, так как ему приходилось много передвигаться по городу в поисках музыкантов. Их искали не только в Ленинграде, но и на фронтах, освобождая от службы. Когда собралось достаточное количество исполнителей, начались репетиции.

Первая репетиция была организована всего для пятнадцати музыкантов, которые устали через пятнадцать минут игры — у них не было сил продолжать репетицию и держать в руках инструменты. Один из трубачей извинялся за то, что не смог извлечь из инструмента ни одной ноты. Одного из музыкантов — барабанщика Ж. Айдарова, упавшего в голодный обморок, дирижёр нашёл в морге и буквально спас его от смерти. Случались курьёзные, с сегодняшней точки зрения, случаи: из маракас был вынут, сварен и съеден горох, который заменили гвоздями. Дирижёр немедленно услышал неверное звучание инструмента и потребовал вернуть нужный продукт. Музыкантам выдавался горячий обед в столовой Горсовета — один раз в день они ходили туда, чтобы набраться сил.

Элиасберг был строг, он требовал приходить на репетиции без опозданий и репетировать по 5-6 часов, чтобы добиться совершенного исполнения, чистого звучания и верного интонирования, и, хотя у некоторых музыкантов от истощения кружилась голова во время игры, он не отступал от принципов, что приводило исполнителей в нужное состояние.

Для исполнения симфонии и проведения премьерного концерта в условиях военного времени требовались дополнительная помощь, в том числе, Ленинградского военного фронта. Мощная артподготовка велась накануне и в день премьеры, чтобы в освещённое здание Большого зала филармонии и на площадь Искусств не упал ни один снаряд. Симфония, по словам дирижера, прошла «при совершенно переполненном зале», транслировалась по радио и по громкоговорителям городской сети, чтобы немецкие войска слышали, что город жив, в нём проходят концерты, и люди слушают героическую музыку.

«Ленинградская симфония» была исполнена в Берлине зимой 1946-47 года, получила восторженные отклики у публики во всем мире и стала отождествлением борьбы советского народа против фашизма. Музыкальные критики, музыканты и дирижёры сравнивали Седьмую симфонию Шостаковича с «Героической» симфонией Бетховена. Только в Америке она выдержала 60 представлений в течение одного года и была исполнена в большинстве крупных городов Восточной и Западной Европы.

В XXI веке «Ленинградскую» симфонию продолжают называть «уникальной резонансной главой и откровением в истории XX века».

Исполнение симфонии в день снятия блокады Ленинграда стало традицией.

Возврат к списку