Поволжский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Год культурного наследия

Год культурного наследия


15.08.2022

В ЭТОТ ДЕНЬ:

Александр Александрович Алябьев - русский композитор, пианист и дирижер, родился в 1787 г. в Тобольске, в семье губернатора, поэтому смог получить превосходное образование.

В 1810 году Алябьев опубликовал свои первые музыкальные сочинения.

Будущий композитор принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а также заграничных походах русской армии в 1813–1814 годах, включая взятие Дрездена, которое было организовано партизаном и известным поэтом того времени Денисом Давыдовым.

Испытывая большой интерес к фольклору, композитор записывал башкирские, киргизские, татарские и туркменские песни, а также творчество кавказских народов. Совместно с историком Михаилом Максимовичем он составил и опубликовал сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 году. Талантливый композитор, дирижер и пианист Александр Алябьев не только считается родоначальником русского романса. Он основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, став предвестником множества достижений отечественной композиторской школы. В числе наиболее знаменитых произведений Алябьева, которые пользуются большой популярностью, «Соловей», «Вечерний звон» и «Зимняя дорога».

Александр Александрович Алябьев скончался в Москве в 1851 году. В феврале 2009 года на могиле музыканта у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове прошла торжественная церемония открытия памятного креста.

Микаэл Леонович Таривердиев - советский и российский композитор, родился в 1931 г. в Тбилиси.

Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в классе композиции А.И. Хачатуряна и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до смерти, он провел в Москве.

Как композитор, он дебютировал в Большом зале Московской консерватории – его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Покровского, а комическая опера «Граф Калиостро» до сих пор одна из самых репертуарных опер этого знаменитого театра.

Пик популярности Микаэля Леоновича приходится на 1970-е годы. Именно тогда появляются самые знаменитые фильмы с его музыкой – «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы». В творческом наследии Таривердиева – музыка к 132 кинофильмам, 4 балетам, 4 операм, органная музыка, более 100 романсов, инструментальных концертов, камерных вокальных циклов на стихи Вознесенского, Ахмадулиной, Цветаевой. Музыка Таривердиева, независимо от жанра, в каком она написана, всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. Микаэл Леонович находился в постоянном движении, он все время придумывал для себя что-то новое, ставил новые задачи. Он композитор необычной судьбы. А помимо этого он еще был спортсменом, фотографом, вел телепрограммы…

Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола и Народным артистом РСФСР. Он трижды был лауреатом премии «Ника» за лучшую музыку к фильму года, возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России со дня ее основания, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена». В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу».

Умер Микаэл Таривердиев 25 июля 1996 года в сочинском санатории «Актер» и был похоронен на Армянском кладбище Москвы.

Георгий Арамович Гаранян - советский и российский джазовый музыкант, композитор, дирижер, родился в 1934 года в Москве, в семье инженера.

Он самостоятельно освоил игру на саксофоне, причем, овладев довольно быстро этим инструментом, выдвинулся как талантливый импровизатор и вскоре стал играть джаз в Молодежном оркестре Центрального дома работников искусств, который в те годы пользовался большой популярностью. Юрий Саульский, возглавлявший этот коллектив, заставлял его буквально сутками напролет играть на саксофоне, и это дало результат – вскоре Георгий стал лидером группы саксофонистов. В 1957-м оркестр Саульского принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и завоевал серебряную медаль. Гаранян некоторое время работал в различных коллективах, пока судьба не свела его с Олегом Лундстремом, который пригласил Гараняна в свой оркестр саксофонистом – первого из советских музыкантов, в 1969 году он к тому же окончил курсы дирижеров при Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1973 году Гараняна пригласили на работу в фирму грамзаписи «Мелодия» (единственную и крупнейшую в те годы в СССР фирму грамзаписи), где через несколько лет Георгий Арамович стал руководителем одноименного ансамбля, который аккомпанировал фактически всем певцам страны, записывал танцевальную музыку и джазовые композиции от свинга до джаз-рока. Некоторые диски «Мелодии» выпускались миллионными тиражами, а ансамбль был непревзойденным как в студийной, так и в концертной работе.

В этот же период (в 1972-1979 годах) Гаранян был еще и дирижером Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР, и его фамилия – в титрах более ста фильмов, среди которых: «Ирония судьбы, или С легким паром», «Приключения Буратино», «12 стульев»…Для многих картин Георгий Арамович написал музыку – это «Вечерний лабиринт», «Руанская дева по прозвищу «Пышка»», «Покровские ворота», «Рецепт ее молодости», «Волшебный фонарь», «Бенефис Людмилы Гурченко» и другие, а также исполнял партию саксофона в фильмах «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза», «Осенний блюз», в мультфильме «Ну, погоди!» и других.

Будучи грамотным руководителем нескольких коллективов, он постоянно обновлял репертуар каждого из них, давал до 100 концертов в год по всему миру, писал аранжировки и музыку, выступал в качестве приглашенного дирижера, сотрудничал с различными симфоническими оркестрами. В последние годы Гаранян к тому же много времени уделял и просветительству – был автором и ведущим ряда программ на радио и телевидении, писал статьи и книги. Кстати, по его книге «Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей», которую он написал еще в 1970-е годы, до сих пор учатся во всех музыкальных учебных заведениях страны.

Представитель первого послевоенного поколения мастеров отечественного джаза, классический, эстрадный и джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, художественный руководитель нескольких музыкальных коллективов, прекрасно владеющий всеми этими профессиями, – Георгий Гаранян, несомненно, был одной из знаковых фигур современного джаза и настоящим кумиром публики. Многие называют его «выразителем идей целого поколения» и «патриархом» отечественного джаза.

Георгий Арамович Гаранян скоропостижно скончался 11 января 2010 года во время гастролей в Краснодаре, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Возврат к списку