Год культурного наследия
Плащаница «Положение Христа во гроб». Середина XIX в., Российская Империя.
Бархат, холст, подкладочная ткань тафта, картон, металл, масло, пряденые золотные и серебряные нити, шнуры, золотная бахрома, канитель, блестки, бисер, искусственный жемчуг. Техника: золотное шитье по карте, шитье бисером, живопись по металлу.
«Плащаница» - древнерусское слово, соответствующее нынешнему «простыня», по-гречески - синдон, отсюда и русское слово «саван». Это полотно с вышитым изображением «Положения Христа во гроб» или «Оплакивания Христа», символизирующем погребальную пелену, в которую было завернуто тело Спасителя после Распятия.
В церковно-богослужебном обиходе этим словом стали именовать изображение, которое используется в православной церкви во время богослужения Великой пятницы и Великой субботы, его несут крестным ходом и выставляют в храме для поклонения.
Плащаница является одним из самых редких экспонатов в собрании Энгельсского краеведческого музея, раскрывающим особенности религиозного искусства и тему православной жизни города в дореволюционный период.
В XIX в. в городе было шесть православных храмов, но в музее сохранилось ничтожно малое количество материалов по этой теме. Созданный в статусе Центрального музея АССР немцев Поволжья в 1925 году, начальный период формирования коллекции музея связан исключительно с историей и культурой поволжских немцев. Комплектование материальной и духовной культуры основателей поселения малороссов и русских происходило по остаточному принципу. В 1941 году музей был закрыт, многие ценные экспонаты коллекции были утрачены навсегда.
Уникальность и ценность экспонату придают и сложная техника и многослойное исполнение: золотное шитье по карте и шитье бисером сочетается с живописью по металлу, позволяя отнести плащаницу к единичным экземплярам золотошвейного искусства Руси.
Кроме того, плащаница «Положение Христа во гроб» из музейной коллекции - это материальное доказательство работы школы золотошвейного искусства в данном регионе периода XIX века или золотошвейной мастерской, о которых до этого времени имелись лишь неподтвержденные обрывочные сведения.
Иконография композиции, украшающая плащаницу, сложилась на основе евангельских текстов. Она традиционна и на ней изображается лежащий Спаситель, Богородица, оплакивающие Христа, жены-мироносицы - Мария Магдалина, Мария Клеопова, Соломия, Иоанна, а также любимый ученик Христа апостол евангелист Иоанн Богослов, Никодим и Иосиф Аримафейский, поддерживающие Его Главу и припадающие к ногам Господа. Кайма плащаницы украшена вышитой надписью - молитвами и песнопениями Страстной седмицы. По углам плащаницы вышиты апостолы евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн со своими священными текстами, передающие Благую весть во все стороны света и концы Земли.
Это особо ценный экспонат музейной коллекции православного искусства, редкий образец золотошвейного искусства середины XIX в., восходящий к сложным в техническом исполнении образцам золотного и серебряного шитья конца XVI века.
Главный хранитель ЭКМ Плахова Е.Н.
По материалам Энгельсского краеведческого музея.