Год культурного наследия
Бляхи сбруйные, прямоугольные, с рельефным изображением лиц. Вторая половина V в. н.э. Памятник гуннской эпохи. Покровск. Бронза, серебро. Литье, штамповка.
Сбруйные бляхи были обнаружены в погребении знатного воина на окраине Покровска на землях колхоза «Восход». Грунтовое сарматское погребение гуннской эпохи было случайно обнаружено 25 июня 1929 г. крестьянами колхоза "Восход" в неглубоком овраге, расположенном за старицей Волги в 4-х км к юго-востоку от г. Покровска. 4 мая 1929 г. место находки было доследовано археологом П.Д. Рау совместно с директором Центрального музея АССР НП Г.Г. Дингесом.
Это археологический памятник с редкими и уникальными находками.
Рядом с воином лежал деревянный длинный меч, к деревянному перекрестию которого была прикреплена массивная золотая накладка в виде стилизованных птичьих голов, украшенная вставками альмандина.
На груди погребенного лежала массивная золотая цепь, а на поясе находился ремень с серебряными и бронзовой, обтянутой золотым листом, пряжками. На запястьях рук были надеты литые бронзовые браслеты, обтянутые золотой фольгой, а в ухо вдета золотая серьга-калачик. В том же погребении археологи нашли обрывки тонкого золотого листа, железную кольчугу и наконечник копья.
К ремням конской упряжи крепились двадцать восемь прямоугольных бронзовых блях, обтянутых золотой фольгой. Сбруйные бляхи - это крупные прямоугольные накладки с изображением пары бородатых лиц, окаймленных широким рубчатым ободком, украшавших сбруйные ремни. На серебряном с позолотой листе штампом оттиснуты рельефные изображения "личин" с густой челкой, небольшой бородой, миндалевидными глазами и широким тупым носом. Орнамент по краям также рельефный. К ремням бляхи крепились с помощью бронзовых штифтиков, расположенных по углам накладок.
Археологи считают, что представители древних культур выливали из бронзы зооморфные бляшки и крепили к сбруи в силу нескольких причин, а именно, данные украшения-амулеты должны были защитить коня и его всадника от злых духов, а так же от вражеских стрел, изображения на бляшках могли соответствовать племенной принадлежности кочевников и являлись тотемным изображением древнего рода и, кроме того, изысканность наряда сбруйного комплекта подчёркивала достаток и место в жизни племени и военного союза, которое занимал обладатель.
Это был магически-эстетический мотив, дошедший до наших дней в визуальной форме.
Главный хранитель ЭКМ Плахова Е.Н.
По материалам Энгельсского краеведческого музея.